Skip to main content

В декабре 2020 года пользователь TikTok из числа инуитов Шина Нова сделала свои первые татуировки на лице — тонкую вертикальную линию на подбородке и две на обеих щеках — под названием tunniit и kakiniit. (Kakiniit относится к процессу и традиции татуировки; татуировки на лице называются tunniit.) «Многие говорили мне, что я пожалею об этом и что это испортит мое лицо, мою «красоту», — написала она в подписи. — Я так не думаю».

Три месяца спустя она раскрыла их значение в другом видео: «Татуировка на подбородке символизирует женственность и дань уважения всем прекрасным женщинам, которые помогали мне каждый день. Татуировку на щеках я храню только для себя. У инуитов были татуировки как обряд посвящения и для демонстрации их достижений, но также и для украшения женщины. Но в 20 веке эта практика была запрещена христианскими миссионерами, она считалась злой и демонической. Люди стыдились их делать, это была запрещенная практика. Но сегодня все больше и больше инуитов делают себе Tunniit и Kakiniit. Мы носим их с гордостью. Это часть нашей идентичности, и это часть того, кем я являюсь. Я горжусь тем, что я женщина-инуит».

Все больше людей узнают о традиционных практиках татуировок в культурах коренных народов благодаря таким людям, как Нова, которые выводят их на первый план. Супермодель Куанна Чейзинхорс, которая является ханом гвичином и оглала лакота, также имеет традиционные татуировки на лице — называемые Yidįįłtoo, представляющие собой отдельную линию, идущую вниз по подбородку — как маркер своей культуры. Она также помогла донести татуировки на лице коренных народов до масс: Чейзинхорс вошла в историю в 2021 году как первая женщина из числа коренных народов, которая прошлась для Chanel и посетила Met Gala, она также снялась в кампании Zara «Skin Love» в 2022 году, помогая бросить вызов и переосмыслить понятие красоты.

Тату-мастер Холли Мититкук Нордлум рада, что эта традиция становится достоянием общественности. «Я так горжусь этими двумя женщинами, которые просвещают, нормализуют и напоминают миру, что мы все еще здесь и процветаем, несмотря на постоянные попытки геноцида через каждую систему, которую они нам навязали», — говорит Нордлум PS. «Я думаю о них как о сестрах в борьбе за равенство, за репарации и признание».

Аляска и Канада являются домом для разнообразных коренных культур, включающих татуировки на лице, практику, которая оставалась широко распространенной и неизменной на протяжении тысячелетий, прежде чем ее запретили. Здесь мы углубимся в легендарную историю, стоящую за традицией, и в ее нынешнем состоянии.

Эксперты, представленные в этой статье

Холли Мититкук Нордлум — тату-мастер инупиатского происхождения.

История татуировок на лице в культурах коренных народов

На протяжении столетий коренные жители Аляски, первые нации, инуиты и метисы имели татуировки. Поскольку они существовали еще до письменной истории, никто точно не знает, насколько далеко уходят в прошлое традиционные татуировки. Согласно «Традициям татуировок коренных народов Северной Америки: древние и современные выражения идентичности» Ларса Крутака, они датируются как минимум 3600 годами археологических свидетельств. В 1986 году на острове Девон, Нунавут, была найдена маска из слоновой кости с изображением женщины с многочисленными линейными татуировками на лице. Крутак, антрополог-татуировщик, изучал татуировки доисторической эпохи и недавней истории, и татуировки были точно такими же.

Затем, с конца 1800-х до 1960-х годов, тысячи детей коренных народов, инуитов, метисов и детей первых наций с Аляски и из Канады были вывезены из своих домов и помещены в школы-интернаты. Это выселение не только отрывало их от семей и племенных общин, часто школы и миссионеры также пытались обратить их в христианство, чтобы ассимилировать их с западным образом жизни. Им запрещалось говорить на своих языках, носить свою традиционную одежду и практиковать такие обычаи, как нанесение татуировок, которые почти исчезли в начале 20-го века.

Дизайн, смысл и культурное значение

На севере традиционные практики татуировки могут сильно различаться, варьируясь по стилю и названию от одной группы коренных народов, инуитов, метисов и других, и могут быть специфичны для определенных регионов. Тем не менее, есть несколько общих тем. Рисунки могут состоять из точек, геометрических треугольных линий, фигур и прямых линий — каждый из которых представляет собой обряд посвящения или значимое событие. Некоторые другие распространенные отметины, которые можно найти на лице, наносятся на подбородок, уголки глаз или на лоб. Одна из самых распространенных татуировок на лице — это три линии, начинающиеся от губы и вытатуированные вниз к подбородку.

Каждый узор имеет символическое значение для человека и служит различным целям, часто для празднования и увековечения важных жизненных событий. Среди женщин-инупиатов, как в случае с Новой, татуировки могут представлять собой важные вехи, такие как замужество и рождение детей, или как обряд посвящения, например, вступление в женское достоинство. Каждая татуировка тесно связана с культурной идентичностью народа; по этим маркерам часто можно было определить, к какому клану и семье они принадлежат. До того, как они были запрещены, можно было посмотреть на лицо женщины и из какого региона она была, каковы были ее достижения и ее место в обществе.

Традиционные методы и инструменты татуировки

На протяжении столетий женщины делали татуировки иглами из кости или сухожилия, пропитанного салом, используя нитевидный материал из сухожилия карибу. Его пропитывали тюленьим жиром и сажей, протыкали иглой, а затем вшивали в кожу. Сегодня можно использовать чернила, но многие предпочитают традиционные методы ручного прокалывания или ручного сшивания.

Например, татуировки и дизайны Nordlum используют методы ручного тыка и ручного сшивания, но не машины. Это процесс, при котором чернила вводятся в кожу с помощью иглы с помощью булавочного инструмента, который в основном используется для татуировок инуитов, тогда как для сшивания кожи используются игла и нить, окунутые в чернила, с помощью иглы чернила остаются под кожей, оставляя постоянный рисунок.

Путь к возвращению своей культуры

Сегодня многие женщины работают над сохранением техник татуировки и воссоединением с тем, что было почти полностью стерто. Такие женщины, как Ховак Джонсон, инуитская татуировщица, решили возродить эту практику с помощью проекта Revitalization Project. Она собрала деньги, чтобы путешествовать по общинам по всей Канаде и делать традиционные татуировки методом тычка инуитским женщинам, обычно в обмен на небольшой подарок, такой как самодельные серьги или еда. Позже она задокументировала свои путешествия, чтобы восстановить эту традицию, в книге под названием «Пробуждение линий наших предков».

В каждой отметине есть некий внутренний праздник и то, что мы решаем рассказать другим.

Все большее число женщин-мастеров татуировок из числа коренных народов также используют эти традиции как способ заявить о гордости и своей культуре, вспомнить своих предков и историю, а также как способ исцелиться от колонизации. Нордлум создала программу ученичества Тупик Ми, чтобы возродить традицию татуировок инуитов. Целью было сделать программу самоподдерживающейся. «Пока это работает; много женщин приходят к нам и хотят делать эту работу, но требуется огромная приверженность, чтобы построить эти отношения, узнать нашу историю и иметь возможность передать все это следующему поколению. Речь идет не только о маркировке — речь идет об истории, активизме, исцелении, рассказывании историй и о том, чтобы быть целителем».

Благодаря этим художникам традиционные татуировки возрождаются в общинах коренных народов Аляски и Канады. Благодаря их работе эта традиция возрождается после того, как была почти уничтожена.

«[Facial tattoos] «Это напоминания для других и для нас», — говорит Нордлум. «Они исцеляют и укрепляют связь и приверженность вашему сообществу. Они также являются личными достижениями и маркерами жизни женщины. В каждом из знаков есть врожденное празднование и то, что мы решаем сказать другим. Это зависит от нас. Мы можем гордиться. Мы можем напомнить им, что мы все еще здесь, чтобы вернуть церемонию традиционных знаков — и сохранить ее для себя, а не для наших колонизаторов».

Кэрри Бэк — бывший автор PS.

Leave a Reply