На этой неделе вышел трейлер грядущего биографического фильма Леонарда Бернстайна «Маэстро» — и интернет взбесился. В образе легендарного композитора Брэдли Купера актер носит заметно большой протез носа, что побудило критиков обвинить постановку в увековечении еврейского стереотипа.
Контркритики называют это излишне «пробудившейся» позицией, заявляя, что Купер просто наносит макияж, чтобы воплотить персонажа. Чтобы еще больше усложнить ситуацию, семья Бернштейна опубликовала заявление, в котором говорилось, что они принимали активное участие в создании фильма и не возражают против протеза. Помимо дебатов об антисемитизме, дискуссия поднимает еще более важный вопрос: в какой момент протезирование становится оскорбительным — и кто решает?
Протезный грим в кино не является чем-то новым, но в последние годы растущая чувствительность к таким вопросам, как культурное присвоение и фэтшейминг, заставила многих усомниться в его использовании в определенных ситуациях. Эта перспектива проливает нелестный свет на прошлые роли, такие как Микки Руни, играющий японского домовладельца Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» 1961 года, или, совсем недавно, Зои Салдана, появившаяся с потемневшей кожей и протезом носа, чтобы изобразить певицу Нину Симон в биографическом фильме 2016 года. Нина» (роль, за которую Салдана извинилась).
Ранее в этом году оскароносный фильм «Кит» был встречен спорами из-за использования толстого костюма на ведущем актере Брендане Фрейзере. Теперь Брэдли Купера, актера-нееврея, критикуют за то, что он носил протез носа, чтобы сыграть Леонарда Бернстайна, еврея. В подобных случаях у многих возникает вопрос: почему бы просто не взять актера-еврея? Черный актер? Толстый актер?
Некоторые утверждают, что актеру не обязательно лично идентифицировать себя с той же расой, полом, телосложением или сексуальной ориентацией, что и персонаж, которого он играет, чтобы это было законным и достойным выступлением. На самом деле, многие думают, что радикальное изменение внешности способствует еще лучшему выступлению — и награды Академии, похоже, с этим согласны. Есть долгая история актеров, претерпевающих огромные трансформации для ролей, кульминацией которых стала победа на «Оскаре»; возьмите Шарлиз Терон в «Монстре» или Кристиана Бэйла, ну, что угодно.
«Великие актеры вкладывают себя в персонажей далеко за пределы себя и пытаются сопереживать человеку, которого они изображают, независимо от культурных, расовых или идеологических различий», — говорит один из них. твит в ответ на полемику «Маэстро».
Однако распространенная жалоба, когда дело доходит до протеза носа Купера, заключается в том, что нет необходимости изображать Бернштейна. Некоторые говорят, что собственный нос Купера достаточно похож на нос Бернштейна, чтобы сделать роль правдоподобной, поэтому добавление протеза, по крайней мере, отвлекает. Другие спорят о том, соответствует ли протез, который носит Купер, особенно его заостренная форма, протезу Бернштейна.
Брэдли решил использовать макияж, чтобы подчеркнуть свое сходство, и нас это вполне устраивает. Мы также уверены, что наш папа тоже был бы в порядке.
Споры также ставят под вопрос, кому «позволено» обижаться на такой протез. Только ли евреи имеют право комментировать ситуацию? Некоторые говорят, что да, и поскольку семья Бернштейн с тех пор публично поддержала использование Купером протеза носа, многие считают, что вопрос решен.
«Это правда, что у Леонарда Бернштейна был красивый большой нос», — говорится в заявлении троих детей композитора, Джейми, Александра и Нины Бернштейн. «Брэдли решил использовать макияж, чтобы подчеркнуть свое сходство, и нас это вполне устраивает. Мы также уверены, что наш отец тоже был бы доволен».
Хотя для некоторых это может быть просто болтовней в Интернете, безумие вокруг трейлера «Маэстро» указывает на то, что Голливуд — и общество в целом — находится в разгаре расплаты. Такие практики, как блэкфейс (справедливо) считались неприемлемыми по всем направлениям, но есть и другие потенциально оскорбительные способы использования макияжа и протезов, и индустрия еще не совсем поняла, как к ним подходить. Пока кинематографисты и критики продолжают бродить по мутным водам, протезы Купера, сделанные с самыми чистыми намерениями или нет, явно символизируют этот процесс.